Конспект ООД «Познавательное развитие» в средней группе.
«Познавательное развитие» в средней группе.
Разработала: воспитатель МБДОУ ДС № 37 Олейник Н.В.
Тема: «Тайны дождя»
Образовательная:
- объяснить причины возникновения дождя;
- учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии; слабый дождь – пунктирные линии), ритмично наносить мазки по всей поверхности листа;
- закрепить знания цветов;
- продолжать обучать детей способам изображения явлений окружающей действительности.
Развивающая:
- формировать у детей познавательный интерес к природе;
- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
- побуждать детей экспериментировать;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
Воспитывающая;
- воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату.
- воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской;
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Предварительная работа: чтение сказки «Под грибом» В. Сутеев, рассматривание иллюстраций к сказке, разучивание русских народных потешек, чтение стихотворения «Дождик» И. Токмакова , «Тучка» В. Берестов, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, просмотр слайдов и фильмов о воде на мультимедийном проекторе: «Вода в природе», «Кому нужна вода?», рассматривание иллюстраций и картин с изображением воды в различном состоянии., рисование дождя.
Материал к занятию:
- раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, глубокая тарелка, салфетки для рук;
- комплект для рисования по количеству детей: кисточка. Маленькая посуда с краской, подставка для кисточки, баночка для мытья кисточки, альбомный лист.
- демонстрационный материал:
- комплект картинок «Признаки осени», аудиозапись «Шум дождя»,мольберт
-тазики с водой, деревянные кубики, металлические пластины, пластмассовые пробки, кусочки пенопласта, салфетки.
Оборудование: мультимедийный проектор,магнитофон.
Организационный момент.
(Звучит аудиозапись «Шум дождя»)
Воспитатель: Добрый день, ребята! Я
очень рада видеть вас. «Встало солнышко – ура! Поиграть нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а что же это у нас шумит?
Ответы детей
Воспитатель: Дождик. Дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда берется дождик?
Ответы детей
Воспитатель: А вы знаете, как он появляется в тучке?
Ответы детей
Входит тучка (взрослый в костюме тучки).
Тучка: Я, самая мокрая тучка на свете, потому что состою из многих капелек! Обращаюсь к Вам, мои , милые знатоки природы.. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о Волшебнице Воде. Поэтому я хочу с вами поиграть. А вы со мной хотите поиграть?
Ответы детей.
Воспитатель: подойдите к столам и посмотрим, что тучка для вас приготовила… (Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и глубокие тарелочки)
Воспитатель: скажите пожалуйста, что у нас на подносе?.
Ответы детей
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, на что похожа губка?
Ответы детей
Воспитатель: Она похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из «тучки» водичка или нет? (Дети берут губку-тучку и сжимают в руке).
Воспитатель: Почему не идет водичка?
Ответы детей
Воспитатель: губка-тучка сухая. В тучке очень- очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите свою тучку на тарелочку. Перед вами стоят по 2 стаканчика. А какого цвета стаканы?
Дети:1 стакан белый, другой – красный.
Воспитатель: Молодцы, правильно. А сколько воды в белом стаканчике, ребята?
Дети: немножко, мало.
Воспитатель: А в красном стаканчике?
Дети: полный стакан, много.
Воспитатель: Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучку. Чтобы помочь тучке пропитать тучку, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет, если мы поднимем и отожмем тучку?
Ответы детей
Воспитатель: А давайте проверим. Поднимите свою тучку-губку и отожмите. (Дети проверяют свои предположения опытным путем).
Воспитатель: Получается дождик? Скажите, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?
Ответы детей
Воспитатель: Положите губку-тучку опять на тарелочку. Возьмите красный стаканчик и вылейте из него всю воду на тучку. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдет, если тучку отжать?
Ответы детей
Воспитатель: А почему много воды польется?
Ответы детей
(Дети проверяют свои предположения).
Воспитатель: Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Капельки становятся очень тяжелыми для тучки и выпадают дождем. А теперь какой дождь получился?
Ответы детей
Воспитатель: Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем. Спасибо нашей тучке, она помогла нам узнать, какие тайны хранит волшебный дождик.
На столе лежат разные предметы.
Тучка: Какие замечательные штучки! Давайте поиграем и посмотрим, что из них тонет, а что нет.
Воспитатель: Хорошо, Тучка, но прежде чем опустить выбранный предмет в воду, вы должны будете сделать предположение – утонет он или будет плавать.
Дети проверяют, плавают или тонут в воде: деревянный кубик, металлическая пластина, пластмассовая пробка, пенопласт, камень.
Вывод: деревянный кубик, пластмассовая пробка, пенопласт плавают, потому что они легче воды. Металлическая пластина, камень – тонут, потому что они тяжелей воды.
Физкультминутка. (Проводится подвижная игра «Тучка и капельки». Дети-капельки, Тучка-туча.
Тучка: Дети – капельки летите и всю землю напоите – (дети бегают врассыпную под музыку).
Собрались капельки и потекли ручьем. Бежит, журчит ручей ничей. По камушкам - динь, динь. По корягам- буль, буль. По осоке- ш-ш (дети передвигаются « паровозиком».
Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились. И к маме-тучке возвратились (дети бегут к Тучке).
Тучка: А вы умеете рисовать дождик?
Ответы детей.
Тучка: Научите меня, пожалуйста, рисовать дождик.
Воспитатель: Покажем тучке, как можно нарисовать дождик? Какой бывает дождик? (сильный и слабый). Я предлагаю девочкам нарисовать слабый дождь, а мальчикам – сильный дождь (дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомные листы бумаги. На лист бумаги приклеена заранее голубая тучка).
Воспитатель: Ребята, что вы видите на своем листочке?
Дети. :голубая тучка.
Тучка: Ой, я вижу себя, это я такая красивая! Осталось нарисовать дождик.
Воспитатель предлагает детям взять правильно кисточки и нарисовать дождик. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху, вниз.
(Пока дети рисуют, воспитатель рассказывает фольклорные стихотворения. Звучит аудиозапись «Шум дождя», на интерактивной доске заставка «дождя»)
Воспитатель:
- Дождик, дождик, веселей!.
Капай, капай, воду лей!
На цветочек, на листок.
Кап, кап, кап!
Тучка в небе синяя, - капай дождик сильный!
- Русская народная попевка «Дождик».
Дождик, дождик, пуще.
Дам тебе гущу.
Дадим тебе ложку, хлебай понемножку.
Заключительная часть.
(Выставка рисунков).
Воспитатель: Тучка, посмотри, какие замечательные рисунки получились, попробуй угадать, на каком рисунке слабый дождик, а на каком – сильный.
Тучка рассматривает рисунки, хвалит их, называет, какой дождь изображен на рисунке.
Воспитатель: А теперь, скажите-ка мне, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашей Тучкой?
Ответы детей
Дети прощаются с тучкой и выполняют ритмопластику «Тучка» по Бурениной А.С. «Ритмическая мозаика»
На прогулке дети вспоминают, что делали на занятии, что нового сегодня узнали. Наблюдают за небом
Используемая литература:
«Лаборатория в детском саду и дома» Н.Рыжова
«Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность» Н.Рыжова
«Живая экология» А.И. Иванова
Видеофильмы на DVD: «Ребенок – исследователь», «Среда для общения с природой»
Журнал «Обруч» - 2010, 2011, 2012.
«Ритмическая мозаика» Буренина А.С.